Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.
Программа "Вдохновение" формирует базисную платформу для целостного и разностороннего развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития с учетом индивидуальных возможностей и ограничений, биологических факторов развития, факторов окружающей среды, в том числе, современного социокультурного контекста развития ребенка.
Образовательная программа дошкольного образования, построенная на основе Программы «Вдохновение», позволит создать требуемые психолого-педагогические условия в образовательной деятельности МБДОУ "Детский сад № 29":
- учитывать, что ребенок – активный субъект учения и полноправный участник образовательных отношений; что в «учебном сообществе», основанном на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
- нацеливать на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка;
- поддерживать исследовательскую активность ребенка, его любознательность и инициативу, игровую деятельность во всех видах и формах;
- носить открытый характер, предоставляя возможность всем участникам образовательного процесса стать соавторами ее содержания;
- предоставлять инструменты для систематических педагогических наблюдений, регистрации поведения и развития ребенка - для понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния;
- реализовывать принцип дифференциации: давать возможность для развития ребенка по индивидуальной траектории, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиваться высоких результатов всей группы; уделять особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения , содержания деятельности;
- учитывать уникальность каждого ребенка и делать акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий; предоставлять равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии, признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
- предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, возможности педагогов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста или разного возраста;
- обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества МБДОУ с семьей;
- предусматривать повышение квалификации педагогов;
- обеспечивать преемственность с начальным общим образованием;
- иметь возможности для использования совместно с другими образовательными программами, в том числе комплексными, парциальными, модульными.
Принцип совместного действия - со-конструкции, заложенный в программе "Вдохновение", должен стать стержневым ядром ОП ДО. Поддерживая конструктивистский принцип активности ребенка и его собственный вклад в развитие, необходимо осмыслить тот факт, что образование является социальным процессом и происходит в совместной деятельности, в диалоге, в котором и дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы.
Пространство "Вдохновения"